Царство Божье



В Евангелии подчёркивается роль Иисуса, как учителя (Матфея 4:23; 7:29; 9:35; 11:1; 12:38; Марка 5:35; Луки 18:18; Иоанна 1:38; 3:2; 13:13) и как проповедника (Матфея 4:17; 23; 9:35; 11:1; Марка 1:14, 18, 39; Луки 4:44; 8:1) и в нём записаны Его учения. Некоторые из них освещают план искупления. Центральным утверждением в служении Иисуса Христа было: «приблизилось Царство Божие: покайтесь и иеруйте в Евангелие» (Марка 1:15). (Марк и Лука используют выражение «Царство Божие», а Матфей использует выражение «Царство Небесное». Это, может быть, потому, что он писал к евреям, а они были очень осторожны в произношении имени Божьего н неохотно произносили его.)
Идея царства не была чем-то новым для слушателей Иисуса. Евреи издавна подразумевали Бога как верховное руководство над человеком и над всем творением. В прошлом это включало Божье руководство над Израилем, но политический суверенитет был потерян при разрушении Иерусалима вавилонянами. Всё же идея царствия продолжала своё существование среди евреев. На протяжении столетий они ожидали, что снова будет царство, чрез которое Бог снова будет царствовать над своим народом. Это ожидание заставляло многих евреев думать только о политическом положении. Очень многие евреи не могли забыть того, как Израиль в прошлом был теократическим государством, которым Бог управлял посредством царей. Прошли столетия с той поры, как евреи были взяты в плен вавилонянами, но всё же некоторые евреи верили, что римское иго будет свергнуто и Израиль снова станет политически независимым царством.
А до той поры будет духовное царство, где Бог занимает господствующую роль в сердцах тех, которые следуют спасительному плану, открытому Иисусом Христом. Иисус использовал термин «царство», как подходящее объяснение духовного господства Бога над человечеством в данное время. Он никогда не давал определения того, что такое царство, но посредством притч учил тому, на что оно похоже. Он учил, что Царство Божье подобно посеянному семени, которое может быть похищено и заглушено сорняками, или же вырасти и принести плод (Матфея 13:3-9, 18-30, 36-43; ср. Марка 4:1-20; Луки 8:4-15). Царство Божье будет сосуществовать со злом и оно встретит оппозицию со стороны злейшего, диавола. Царство Божье подобно горчичному зерну (Матфея 13:31, 32; ср. Марка 4:30-32) и подобно закваске, которая, начинаясь с малого вырастает до большого и производит работу во всём мире (Матфея 13:33; ср. Луки 13:20, 21). Эти притчи показывают, что царство будет расти и распространяться по всему миру.
Царство подобно сокровищу, спрятанному на поле (Матфея 13:44) и подобно жемчужине (45 ст.), которая, когда нашли её, стоила всех стараний, чтобы приобрести её. Царство Божье стоит всех усилий, необходимых для того, чтоб войти в него. Это не значит, что вход можно заработать делами закона, но, что ищущий должен покаяться, поверить и безоговорочно следовать за Христом. Царство подобно неводу, который захватывает рыбу разного рода, хорошую и плохую, но которую в конце разделяют, и плохую — выбрасывают (47-50 ст.). Только в конце благочестивые последователи Христа и неверующие будут разделены. В итоге, эти притчи показывают, что
Царство Божье и царство зла будут существовать одновременно. В конце века будет разделение между добром и злом, и дети Царя будут жить в славном царствии.
Духовное царство будет основано по благодати Божьей и благодаря работе Духа Святого, давая возможность каждому человеку в отдельности покорить себя Богу. Люди должны будут забыть о том, чтобы быть великими, а стать как маленькие дети, для того, чтобы войти в это царство. Иисус говорил: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Матфея 18:3). Это включает в себя то, что люди должны пережить второе рождение (см. Иоанна 3:3-7), дающее им новые взаимоотношения с Богом. Царство Божие имело ввиду это вновь установленное господство Божье в сердцах людей. Люди смогут возвратиться к общению с Богом, которое приблизительно будет таким, как оно было до грехопадения. Им надо будет покаяться в своем мятеже против Бога, чтобы верить и повиноваться Ему. Каждый должен умалиться, как дитя (Иоанна 18:4). Маленькие дети проявляют покорность доверием и зависимостью от других. В данном случае, если есть блуждания в деле покорности, надо полностью полагаться на Иисуса, Который сможет доставить необходимое обращение. Это является «благой вестью» тем, которые каются и верят. Термин благая весть является переводом греческого слова еуагеллион, которое обычно переводится словом Евангелие.
Царство Божие отделено от царства мира сего и противопоставлено ему. Царство этого мира состоит из детей диавола (Матфея 13:38; Иоанна 8:44) и управляемо сатаной (Ефесянам 2:2). Цель Царства Божьего — победить царство тьмы, посредством отнятия у сатаны власти над человеком (Матфея 12:22-30; Римлянам 13:12) и дать человеку новую природу посредством второго рождения (Иоанна 3:3; Ефесянам 4:22,23; Колоссянам 3:9,10; 1 Петра 1; 23; 2:2). Этот новый человек не есть от этого мира, но Бог избрал его от мира (Иоанна 15:19; 17:14). Отец дал их Иисусу, избрав их «от мира» (17:6). Затем Иисус объясняет, что они не от мира, как и Он не от мира (16 ст.).
Фраза «Царство Божие» свидетельствует также о духовной сущности царствия, началом и источником которого является Бог. Фарисеям, спрашивавшим Христа о его приходящем царствии, Йисус ответил: «Не придёт Царство Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царство Божие — внутри вас (Луки 17:20, 21). Это царство не будет создано по образцу Израильского царства, оно не придет «приметным образом» (20 ст.), то есть, со всеми ритуалами, правилами для соблюдения, политической системой и т. д и т. п. Греческий термин «ентос» переведённый как «внутри вас», обозначает: «в вас, в вашем сердце». Для входа в это духовное царство нужно обращение или новое рождение. Без этого невозрождённый и духовно непросвещённый человек не может ни увидеть, ни войти в Царство Божие (Иоанна 3:3, 5).
Идея Царствия Божия, когда человек вновь предаёт себя Божьему владычеству, включает в себя то, что принадлежащие этому царству владеют новыми ценностями. Нагорная Проповедь (Матфея 5-7) является ярким примером такого рода ценностей. Здесь говорится о взаимоотношении братьев (5:21-26), о прелюбодеянии (28 ст.), о разводе (31 и 32 ст.), о клятве (33-37 ст.), о противлении злу (38-42 ст.), о врагах (43-48 ст.), о милостыни (6:1-4), о молитве (5-13 ст.), о прощении (14 и 15 ст.), о посте (16-18 ст.), о собирании земных богатств (19-21 ст.), о верности (24 ст.), о заботах (25-34 ст.), о суде (7:1-5) и о просьбе Небесного Отца удовлетворить нужды (7-12 ст.).
Проповедь заканчивается предостережением: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Матфея 7:13, 14). Последователи Христа также должны беречься лжепророков, которые являются «хищными волками» (7:15 и поел.). Иисус сказал:

«Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Итак всякого, кто слушает слова Мои эти и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот; и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает эти слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошёл дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (7:21-27).

Из вышеупомянутого ясно видно, что в Нагорной Проповеди даны новые стандарты, которые резко отличаются от закона и от учений книжников. Эта проповедь показывает, что Иисус был глубоко заинтересован моральными вопросами. Его учения намного глубже, чем Иудейский легализм (законничество). Христос говорит: «Если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное» (Матфея 5:20). Мудрый человек слышит эти слова и исполняет их, и не только внешне, как это делали фарисеи, но этот человек видит и придерживается также и их внутреннего значения. Он прислушивается предупреждения Иисуса в отношении последствий несоблюдения их. Результат несоблюдения этих учений очень печален. Это можно уподобить дому, построенному на песке, который не сможет выдержать бури.



Весть искупления ©2010-2017