Как Бог смотрел на страдание Христа



В каком смысле Христовы страдания и смерть были заместительными? Перед тем, как мы порассуждаем над этим вопросом, напомним себе, что нам не следует погрязать в этом вопросе, потому что Библия не делает никакого официального заявления о том. как Бог смотрел на смерть Христа на кресте. Многие христиане стараются разработать теорию, объясняющую сделанное Христом на кресте. Их старания будут мало полезными, потому что Библия, как мы раньше это видели в этой главе, использует несколько понятий для объяснения сделанного Им для людей. Вероятно нет единственного термина или простой теории объясняющей работу Христа; поэтому будем осторожны, чтобы мы не навязали Библии какую-либо теорию. Но будем направлять наш взор на то, что Библия говорит о смерти Христа.
По крайней мере два места Писания утверждают, что Христос понёс грехи людей. В Послании к Евреям 9:28 говорится, что Христос однажды принёс Себя в жертву, чтобы «подъять грехи многих». Подобное пишет Пётр, говоря, что Христос является непорочным и чистым агнцем (1 Петра 1:19), ведь Он «не сделал никакого греха… Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (2:22, 24) и ранами Его мы исцелились. «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом» (3:18). «Праведный» Христос, пережив физическую смерть за «неправедных» людей, стал жертвой, чтобы искупить и выкупить человека, чтобы ему не пришлось понести заслуженное наказание в озере огненном. Безгрешный и праведный может страдать. Христос, пожертвовав себя, стал ходатаем за человека, изливая Свою душу на кресте, и таким образом сделал Свою кровь приемлемой жертвой за грех, так чтобы Бог мог простить грешников вместо того, чтобы наказывать их (см. Левит 4:20, 26, 31, 35; и поел.; Исайи 53:6, 11, 12).
Следует напомнить, что тот факт, что Христос «понёс на Себе грех многих» и что «грехи Сам вознес» не обозначает, что Он был наказан за наши грехи. Жертва Христа и Его страдания, как Агнца Божьего, «Который… [взял] на Себя грех мира» (Иоанна 1:29) является исполнением образа козла отпущения, который нёс «на себе все беззакония» в пустыню (Левит 16:22). Христос открыто отдал Свою жизнь в жертву, чтобы понести грехи многих на алтарь.
Данный автор считает, что верно второе объяснение 2 Послания к Коринфянам  5:21, упомянутое в предыдущем  разделе и провозглашающее, что Иисус был сделан «жертвою за грех». Жертва за грех — это другое значение слова гамартия, взятого из греческого Старого Завета. Поскольку Апостолы и ранняя церковь в Коринфе в основном пользовались Септуагинтой, они несомненно понимали, что слово гамартия могло обозначать жертвоприношение за грех. Это не было двусмысленное, неясное или тяжело понимаемое место Писания для тех греков-христиан, которые получили это письмо или для других первых христиан, которые читали его.
Кларк поддерживает идею того, что в данном случае слово гамартия следует переводить «жертвоприношение за грех». Он пишет, что это даёт ответ на хатах и хатат еврейского текста; которые обозначают грех и жертвоприношение за грех во многих местах Пятикнижия Моисея. Септуагинта переводит еврейское слово гамартия в 94 местах в Исходе, Левите и Числах, где это обозначает жертву за грех; в данных местах в нашем переводе употребляется не слово грех, но жертва за грех. Такой перевод также поддерживается 53 главой пророчества Исайи: «Он предал Его мучению; когда же душа Его принесёт жертву умилостивления [жертву за грех], Он узрит потомство долговечное…» (10 ст.).
Другие также поддерживают перевод «жертва за грех». Арндт и Гинрич пишут: «гамартия можно сравнить в данном месте с жертвой за грех, как в книге Левит 4:24». А. А. Хадж, пресвитерианский кальвинистский теолог, который преподавал в Пристонской Теологической Семинарии и который также поддерживает идею того, что следует переводить жертва за грех, пишет: «Не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём [во Христе] сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21).
Мы не можем подтвердить этот перевод, просто посмотрев в другие письма Павла, так как это единственное место, где он пишет о жертве за грех. Он в одном месте пишет, что Христос «предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Ефесянам 5:2), но это не поможет нам понять гамартия в месте Священного Писания, которое мы разбираем. Есть утверждения в Послании к Евреям, которое поддерживает данный перевод. «Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха [гамартиас], а для ожидающих Его во спасение» (Евреям 9:28). Гамартия в данном случае обозначает жертву за грех, иначе это утверждение обозначало бы, что Он первый раз пришёл со грехом, что, конечно, было бы неверно. Этот стих следует читать: «второй раз явится без жертвы за грех для спасения».
Конечно же, жертва за грех имеет метафорическое значение, потому что Павел использовал здесь другое греческое слово — гамартия. Иисус никогда в .прямом смысле слова не стал ягнёнком или волом. Этот перевод ставит жертвенную смерть Христа в центре Его труда, как это сделано в нескольких местах Нового Завета. Как автор Послания к Евреям пишет, что под законом «без пролития крови не бывает прощения» (9:22). Потому Христос «явился для уничтожения греха жертвою Своею» (26 ст., ср. 28; 10:12, 14). Иоанн Креститель говорил о Христе, используя Старозаветную жертву, как символ: «Вот Агнец Божий, Который берёт на себя грех мира» (Иоанна 1:29). Павел писал, что Христос «предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Ефесянам 5:2). Пётр писал, что христиане были искуплены «драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца» (1 Петра 1:19). Поэтому жертва за грех и объяснение этого жертвоприношения не являются необычным учением, как, например, то, что «Он был сделан грехом за нас».
Идеей, лежащей в основе объяснения жертвы за грех является так называемая теория Правителя. Эта идея была продвинута Иаковом Арминийем и его учеником Хуго Гротием в реформационный период. Она подчёркивает, что Бог осудил грех, когда безгрешный Христос в любви отдал Свою жизнь на кресте в жертву или в жертвоприношение, так чтобы Его страдания могли удовлетворить требования Святого Бога. Это содействовало тому, что Бог простил грехи, а не просто пропустил (недосмотрел) их. Главная идея этой теории, что на Бога смотрят не как на оскорблённого, а как на Морального Управителя Вселенной. Поэтому Он должен поддерживать власть Его управления в интересах общего блага. Следовательно, страдания Христа надо считать не равнозначными нашему наказанию, а только в том смысле, что достоинство управления удерживалось и отстаивалось так же эффективно, как если бы мы получили наказание, которое мы заслужили. Поэтому смерть Христа не только заменяла, но также была заместительной, то есть, Он сделал что-то от имени нас, как упоминалось раньше. Труд Христа не только дал Богу возможность простить грехи, но также поразил силы зла и даёт возможность всем, кто кается и верит, жить праведной жизнью. «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Коринфянам 5:15).
Трудность толкования жертвы за грех состоит в том, что слово «грех» будет иметь два разных значения в одном стихе, разделённых только двумя словами на греческом языке: «Незнавшего греха Он [Бог] сделал для нас жертвою за грех» (2 Коринфянам 5:21). Это не является большой проблемой, так как есть другие примеры того, что одно и то же слово имеет два разных значения в одной главе. В Септуагинте есть много примеров в Законе, где гамартия используется в непосредственной близости в двух разных значениях: в значении греха и в значении жертвы за грех. Другим примером является использование Христом слова «освящать» в двух разных значениях в Своей молитве, записанной в книге Иоанна 17:17 и 19 (в значении освящения и посвящения). Бранк пишет: «Подобным примером является слово Пасха — в Луки 22:1 — слово значит празднество, а в седьмом стихе той же главы это слово обозначает пасхальное приношение».
В итоге, обратим внимание на то, что Павел написал перед утверждением «грех». «Всё же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою… Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их… Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом» (2 Коринфянам 5:18, 19, 21).



Весть искупления ©2010-2017