Ученичество



На протяжении всего Своего служения Иисус призывал людей идти за ним и быть Его учениками. Те, кто принимал призыв, должны были взвесить цену этого. Когда «некто сказал Ему: Господи! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошёл» (Луки 9:57), Иисус напомнил ему, что «лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (58 ст.). Существует цена следования за Иисусом, и потому люди должны это взвесить прежде, чем начнут своё шествие.
Ещё один человек принял призыв Иисуса, и решил идти за Ним, но ему сначала надо было сделать что-то вполне благоразумное. Этот человек сказал: «Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего» (Луки 9:59). Когда желающий быть учеником слышит призыв «Иди за Мною», ничто не должно остановить его — даже и тогда, когда мёртвые вынуждены будут погребать своих мертвецов. «Ещё другой сказал: я пойду за Тобою, Господи! но прежде позволь мне проститься с домашними моими» (61 ст.). Но Иисус вынужден был напомнить этому человеку, что «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадёжен для Царства Божия» (62 ст.). Снова желающему быть учеником Христа сказано, что ничто не должно препятствовать ему идти за Господом.
Матфей служит примером того ученика, которого ищет Иисус. Этот сборщик податей сидел у своего стола и собирал налоги. Иисус сказал ему: «Следуй за Мною». «И он встал и последовал за Ним» (Матфея 9:9). Фарисеи начали критиковать Иисуса за то, что Он призвал сборщика податей быть Его учеником. Они говорили ученикам: «Для чего Учитель ваш ест и пьёт с мытарями и грешниками?» Для фарисеев Матфей был предателем, потому что он продался римскому правительству и работал на него. Иисус вынужден был напомнить этим религиозным лидерам, что «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (12 ст.). Он, обращаясь к ним, говорил: «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» (13 ст.). Матфей покаялся, изменил свою жизнь и стал достойным учеником.
При рождении Иисуса, ангелы славили Бога и взывали: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в людях благоволение» (Луки 2:14). Наличие мира зависит от ответа человека на добрую весть. Призыв к ученичеству может породить трения между теми, кто следует за Иисусом и членами их семьи и друзьями, которые не идут за Ним. Иисус напоминал своим последователям:

«Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч; ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ея, и невестку со свекровью ея. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережёт её» (Матфея 10:34-39).

После того, как Иисус сказал Своим ученикам, что Он должен пострадать и быть убитым в Иерусалиме, Он сказал им: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй ча Мною; ибо, кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретёт её» (Матфея 16:24, 25; ср. Марка 8:34-9:1; Луки 9:23-27; 14:27; 17:33). Отвергнуться себя означает отречься от себя и своих желаний и полностью отдать себя Господу. Павел написал филиппийцам, что у них должен быть ум Христов, Который смирил и уничижил Себя, «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Филиппийцам 2:5-8). Крест символизирует страдания и, если нужно, смерть, принимаемые учеником, который идёт за Господом. Не только Господь пострадал, но его ученики также будут страдать. Крест также символизирует распятие. Павел использует этот термин при описании христианина: «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Галатам 5:24). Потерявшие свою плотскую жизнь в награду получат вечную жизнь.
Лука писал о случае, когда Иисус обращался к толпе людей, заинтересованных в том, чтобы стать учениками. Говоря об ученичестве, Иисус сначала указал, что нужно «возненавидеть» свою семью и свою собственную жизнь: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Луки 14:26; ср. 12:51-53). Это тяжёлые слова. Главная мысль здесь в том ‘что ученики должны отложить все собственные интересы, которые препятствуют полной отдаче и всецелой преданности Христу. Понять эту ненависть можно сравнивая её с той любовью, которую требует Иисус. Он сказал Своим ученикам: «Враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня» (Матфея 10:36, 37). Ученики должны любить Иисуса больше всех. Это приведет к верности и преданности Иисусу Христу, которые превосходят все семейные взаимоотношения и собственные желания. Ничто не должно препятствовать следованию за Христом. Иисус сказал: «И кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником» (Луки 14:27). Затем он сказал о том, что планирующий построить башню сперва подсчитает стоимость, чтобы быть уверенным, что он закончит её. Также и никакой царь не пойдёт на войну не решив, что он сможет одержать победу. «Так всякий из вас, кто не отрешиться от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (33 ст.). Ученичество и искупление — это серьёзные вещи. Для этого нужно быть преданным Христу с самого начала и поставить всё остальное в жизни на второе место. Иисус Христос должен быть на первом месте в жизни ученика.
Ввиду того, что кое-кто мог подумать, что ученичество — это бремя, Иисус сказал: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко» (Матфея 11:28-30). Как это ученичество может быть лёгким? Ответ находится в вопросе второго рождения. Внутренне существо ученика изменено так, что он желает исполнять волю Божью и тем самым находит праведность, мир и радость (Иоанна 14:27; 16:33; Римлянам 14:17; 15:13; Галатам 5:22, и др.). Внутренняя перемена удаляет бремя, хотя ученик может и страдать за дело Христово (Матфея 10:16-25; Луки 10:3; 21:5-19; Римлянам 8:17; Филиппийцам 1:29, 30; 3:10; 2 Тимофею 2:12; 1 Петра 4: 12-14; 5:10).



Весть искупления ©2010-2017